Жизнь команды

Украинский защитник Богдан Рудюк в субботу дебютировал в составе «Крумкачоў». Через два дня мы поговорили с Богданом и расспросили о впечатлениях.


– Поздравляем тебя с дебютом, Богдан! Расскажи, какие твои ощущения после первого матча, каково выходить на поле в футболке «Крумкачоў»?

– В принципе, всё довольно обычно. Конечно, настраивался на матч, потому что на данный момент нахожусь ещё не в самой оптимальной форме. Думал только о том, как принести пользу и очки команде. А так эмоции самые позитивные, пускай и не выиграли субботний матч, но к тренировкам подхожу с хорошим настроем. Надо набирать форму и пытаться забраться как можно выше в турнирной таблице.

– И всё-таки первый матч – сразу против команды, за которую ты ещё совсем недавно выступал. Каково тебе играть против бывших одноклубников, может, это как-то помогло во время игры?

– Знал-знал, что будет такой вопрос! :) Да, на самом деле матч был для меня особенным, произошёл даже один смешной момент. После гимна команды поздоровались, и я подошёл на секунду к нашей скамейке, а когда начал возвращаться – побежал в круг к «Днепру». Понял ошибку только рядом с соперниками – пришлось сделать вид, что дал одному из игроков «пять», пожелал перед игрой удачи.

А если серьёзно, конечно, общались перед игрой с тренером, разбирали важные моменты, и тактические схемы, и личные качества игроков. Хотя и «Днепр» меня удивил: 6 новых игроков в стартовом составе, тренер тоже серьёзно изменил команду по сравнению с прошлыми играми. Вообще я уделяю время любому сопернику, стараюсь смотреть и анализировать игры команд за неделю до матча. Так легче чувствовать себя на поле, когда знаешь сильные и слабые стороны оппонента.

Рудюк2

 – Расскажи, как тебя приняли в команде и легко ли приступать к тренировкам в новом для тебя коллективе?

– Времени было довольно мало, приехал сразу в сезон. Общался ещё до этого с Мишей и Батей, поэтому кое-что знал о команде. Да и с Яриком Богуновым тоже очень часто пересекались, ещё в «Металлисте» вместе занимались в одной школе. Поэтому с адаптацией никаких проблем не возникло. Да и вот, к примеру, с Владом Ивановым в первый же день притёрлись и раззнакомились. 

Кроме того и наслышан был много о «воронах», соответственно, понимал, куда и зачем я иду. Всё-таки создана вокруг команды атмосфера, она постоянно на слуху. Уделяется внимание людям, которые принимают в жизни клуба участие, так что осваиваться тут довольно просто. Про Ярика вот программу посмотрели с женой: кайфанули, посмеялись. Всё на юморе, с позитивом, и это очень классно.

Что самое интересное, у меня в Украине очень многие наслышаны о команде. Даже друзья из Чехии звонят и спрашивают: «Как ты там в «Крумкачах?» Поэтому очень приятно оказаться в этом коллективе, теперь уже нужно стараться на тренировках и приносить максимальную пользу команде. Жаль только, что Миша Калугин покинул клуб. Очень хотел с ним поиграть, а получилось вот так вот: заманил меня сюда, а сам ушёл (смеётся).

– Давай забежим немного вперёд. Следующий матч с БАТЭ, одним из лидеров чемпионата. Какие мысли о предстоящей встрече, с каким настроем подходишь к тренировкам и подготовке к выезду?

– Лично я по своему опыту скажу, что можно выиграть у лидера, но потом проиграть с крупным счётом аутсайдеру. Поэтому настраиваться на каждый матч нужно максимально. Конечно, то, что команда – лидер подстёгивает, но и не мешает нам настраиваться на положительный результат. У нас есть 5 дней, чтобы достаточно подготовиться к матчу, чтобы не было вопросов к самому себе: «Всё ли я сделал для того, чтобы победить?» Нужно работать на максимум и, думаю, мы сможем друг другу помочь и показать свою игру.

А команда у нас хорошая, так что мы себя проявим. Есть и опытные ребята: поиграл я один матч с Челядинским, это действительно классно — взаимодействовать с таким опытным игроком, это придаёт уверенности в себе. И подскажет, когда нужно, и поруководит. Да и козыри свои есть – один Ярик Богунов чего стоит! Может и отвозить, накрутить, забить – чего хочешь просто. Хорошо его знаю, обязательно он раскроется и покажет себя.

Рудюк3

В целом мне очень нравится настрой на тренировках: все парни стараются, отдают себя целиком процессу подготовки. Отношение у всех профессиональное: полностью, от звонка от звонка каждый отрабатывает все задания и упражнения, выполняет все установки тренера.

Что касается меня, то буду очень стараться набрать оптимальную форму ближе к игре с БАТЭ. Да и команда будет чувствовать себя лучше и сыграннее, поэтому к воскресному матчу должны подходить с позитивом.

Интервью: Евгений Дубровский, пресс-служба ФК «Крумкачы».

Фото: Максим Маликов, инстаграм Богдана Рудюка, официальная группа ФК "Днепр" Могилёв.

Футбольный клуб «Крумкачы» запускает новый видеопроект. В серии роликов «вороны» представят новичков команды и тех игроков, которые еще недавно выступали за дублирующий состав минского клуба.

Первым на вопросы харизматичного ведущего, и по совместительству вратаря «Крумкачоў» Евгения Костюкевича, вызвался ответить украинский нападающий Ярослав Богунов.

 

Видео: Иван Римашевский.

Монтаж: Елена Прокопцова.

Вице-капитан «Крумкачоў» Александр Скшинецкий, сыгравший против «Днепра» сотый матч в составе «воронов», рассказал о самых ярких матчах в карьере, своих хобби и о том, почему победа на «Динамо» не запомнилась.  

– Как ты попал в «Крумкачы»?

– Позвонил Лёша Мазаник, друг, предложил поиграть во второй лиге. Я к тому моменту с футболом фактически завязал: был апрель, сезон закончился в ноябре, команду себе не искал. Работал, занимался ремонтом квартир. Лёха позвонил, позвал, пару недель потренировались. Сначала даже не знал, как команда называется. Пришёл на тренировку - и всё.

Сказал, что постараюсь на домашние матчи попадать, на выездные, если не далеко. Получалось в итоге и на выездные, и на домашние. Почему согласился? Лёха сказал: «Будет круто, забудешь обо всём на свете» (смеётся) Обещал, что придут крутые пацаны, друзья, все знакомые, играть будем в удовольствие, а не из-под палки.

– До сих пор в удовольствие играешь?

– Как видишь (смеётся). Если бы не в удовольствие, может, уже закончил бы. Когда решил закончить, я не то что бы не получал удовольствие от футбола… зарплата в 4 миллиона рублей на то время (это где-то 400 долларов было) – прокормить семью, заплатить за квартиру и что-то купить было нереально. А когда тебе ещё эти 4 миллиона не платят вовремя, начинаются задержки…

А когда начал работать в сфере ремонта квартир, получил в первый же месяц 300 долларов. Принеси-подай, ничего такого сложного не делал. Когда стал понимать, что и как делать, начались другие заработки. За час-два можно было и 100 долларов заработать. Грубо говоря, там понимал, за что работаешь. Понятно, уставал. А потом если ещё и на тренировку надо, то тяжеловато. Но атмосфера в команде – главная причина, по которой хотелось играть во второй лиге. И до игры, и после игры, и на тренировках меня всё устраивало. Поэтому совмещал.

– Можно сказать, что выгоднее квартиры ремонтировать, чем играть в высшей лиге?

– Сейчас не знаю. В плане ремонта квартир ценники упали. Из Украины много людей приехали, они, наверное, посмотрели в интернете, что и как делать, и пошли обои клеить. Я такой же, по сути, гастарбайтер был. На самом деле, до того момента, пока мне доверили всерьёз работать, наверное, год прошёл. Я всё смотрел, учился, а потом уже доверяли оклейку квартиры. Самая большая квартира, которую я оклеил, наверное, 130 кв.м – это только жилая площадь, по стенам там ещё больше. Правда, не за один день. Но главным было то, что доверили. Если хочешь зарабатывать, везде надо пахать. Ничего не делая, денег не будет.

– Как проходил первый матч с «Ливадией»?

– Я ехал отдельно, с директором клуба. Он забрал меня и Виталика Шепетовского. А ребята ехали на маршрутке. Уже обратно из Дзержинска ехали все вместе. Всё-таки команда. Во второй лиге я до этого играл пару матчей, ничего сверхъестественного не ожидал. В «Ливадии» тогда в основном одна молодёжь играла. Уже не такая сильная вторая лига была в то время. Почти не было команд с мужиками, которые бы играли в жёсткий футбол. В Мостах только была похожая команда, играли в мужской футбол. А остальные, в основном, молодёжь.

– А в Мостах как играли?

– Ближе к концу матча – с братьями Шунто в атаке. Там уже проигрывали, так что кто хотел, тот и играл. Можно сказать, играли все, кто поехал. Иногда бывали сложные матчи, когда вели 1:0 или 2:1, тогда делали минимум замен, чтобы выиграть. А в таких случаях уже играли все. Смысл не давать играть?

– Какие матчи второй лиги особенно отложились в памяти?

– С «Барановичами», наверное. Переходной матч за финальную пульку [выход в решающую стадию, в которой разыгрывались медали и повышение в первую лигу – прим.]. Тогда вокруг шумиха была, что будет расписана ничья, потому что она и нас, и «Барановичи» устраивала. Я вообще ничего не знал, что кто-то с кем-то якобы договорился, будто мы должны сыграть вничью, это плюс и им, и нам. Денис тогда сразу сказал: «Я команду с чемпионата сниму, если вы вничью сыграете». Выиграли 2:1. Из-за этого, наверное, отложился.

– А вообще из всех матчей?

– С «Днепром», конечно, Битва за вышку. Таких матчей больше не было. Даже в «Партизане», когда выходил с ними в высшую лигу. Меня тогда на второй круг заявили за «Партизан-2», играл во второй лиге, в переходных матчах не участвовал.

– Эмоционально «накачали» перед игрой с «Днепром»?

– Да нет, наоборот, всё очень спокойно было перед матчем. Шумиха сильная была поднята в интернете, много писали об этом, какие тренерские ходы будут и прочее. А в команде всё было очень спокойно. По-моему, нам Анатолич [Олег Анатольевич Дулуб, главный тренер «Крумкачоў» – прим.] даже выходной дал за день до игры. Единственное, он до игры попросил клубного фотографа сфотографировать всех на белом фоне. Все думали: «Зачем?» Мы же уже фотографировались!

А когда пришли на предматчевую установку – она впервые была в конференц-зале – при объявлении Олегом Анатольевичем состава на экран выводились все игроки с фотографиями. Это было очень круто.

Все понимали, что если «Днепр» не выйдет, то клуб дальше будет существовать. А вот мы если не выходим – скорее всего, «Крумкачоў» не будет. Поэтому сами себя все настроили. Для клуба это был решающий матч.

Может, сейчас плюс-минус с «Витебском» такой же был по накалу эмоций и шумихи вокруг клуба. Кто-то не поехал, приехали дублёры, гол Жени… Очень похоже было в эмоциональном плане. 

А так, даже если брать мой первый гол в высшей лиге, я бы не поставил матч с «Динамо-Брест» в один ряд с Битвой за вышку и «Витебском». Да, забил, но запоминающимся матч назвать не могу. Вообще каждый матч нужно проводить так, словно он последний. Я могу вспомнить любой матч вплоть до мельчайших подробностей, но в эмоциональном плане эти два выделяются.

Победа над «Динамо»? По прошествии времени пытаешься вспомнить свои эмоции – а их нет, настолько выхолощен был. Выиграли, да. Понимание пришло через два дня. Но оно было совсем не таким, как после «Днепра». Тяжело сопоставить.

– В Витебск ты поехал травмированным. Почему?

– А почему я не должен был ехать?

– Но ведь травма же!

– Я почувствовал боль на тренировке, не смог продолжить. Решил посмотреть, что будет на следующий день. Лёд держал вечером, выпил таблетки. С утра было легче. Сказал, что на разминке посмотрю, как нога будет себя чувствовать; если нормально – буду играть. «Затейпировал» всё и выдержал.

– Как часто ты выходил «выдерживать»?

– Было пару случаев. В первой лиге были проблемы с коленом, всю неделю не тренировался. Но когда понимаешь, что, возможно, тебе завтра станет легче и ты сможешь сыграть на 100%, почему нет? Но это такие травмы… Если мышцу надорвал, ты уже точно не сыграешь даже на уколе. Ты просто дорвёшь мышцу и выпадешь на месяц. Знаю, у меня была такая травма, месяц не тренировался. Просто сыграть через боль, когда это какой-то ушиб – это нормально. Многие на уколах играют, тут ничего такого. Понятно, что можно себе навредить, но как быть, если надо играть?

– Как долго ты бы хотел играть за «Крумкачы»?

– Пока не выгонят (смеётся). Буду играть, пока нужен команде. Может, придёт тренер, который во мне игрока не увидит. Что мне, за дубль тогда играть? Хочется играть всегда.

– Клуб сыграл 114 матчей, а ты – 100.

– Вот если бы я сыграл все 114! Получается, ещё 14 где-то прогулял. Травмы были, дисквалификации, ротация состава. Выходит, 90% матчей сыграл. Прикольно.

– За вторую и первую лигу тебе вручали медали. Где они хранятся?

– Лежат на полочке. Всё думаем сделать какой-нибудь спортивный уголок с медалями и грамотами, но пока не нашли для него место. Получается, у нас каждый год была какая-то медаль. Во второй лиге – за второе место, в первой – за третье. Шутили, что в «вышке» надо первое брать (смеётся). В первом круге всё шло к медали, а потом что-то пошло не так.

– Ты был игроком основы во второй, первой и высшей лигах. Как так вышло?

– В той же высшей лиге я дебютировал за МТЗ-РИПО в 2008 году у Юрия Иосифовича Пунтуса. Мне тогда 18 лет было. Вроде в обойме был, тренировался с основой, в заявку попадал. В 2009 на старте чемпионата я и вовсе постоянно играл. Там стечение обстоятельств: кто-то ушёл, кто-то травмировался, а я первые туры играл в старте. Потом уже был всегда в обойме основы. С переменным успехом доиграл сезон. В следующем сезоне, когда команда вылетала из высшей лиги, вообще только пару матчей сыграл. Тренеры вроде говорят, что я нужен, а играть не дают. Некому было подсказать, чтобы я шёл играть хотя бы даже в первую лигу – была бы игровая практика. Конечно, есть много примеров, когда люди уходили в первую лигу и не возвращались. Но не меньше примеров, когда из первой лиги возвращались более сильными.

Мне было 24 года, когда я пришел в «Крумкачы». За плечами матчи в высшей лиге, в юношескую сборную вызывался, по сути, хоть какой-то послужной список. Денис Шунто даже не понимал: «Как ты в 24 года закончил? Ты же должен играть в высшей лиге!»

Ещё шутил, что отправит меня на просмотр в «Гомель», мол, буду играть в высшей лиге. Потом уже, когда «Крумкачы» играли в «вышке», а «Гомель» был в первой, тоже шутил: «Ну что, поедешь в Гомель?»

Потом пришёл Олег Анатольевич [Дулуб]. Есть игрок – он его всему обучит, и футболист будет играть. Понятно, что может прийти другой тренер, который посмотрит и решит, что футболист не нужен. Это от тренера зависит. Андреа Пирло как-то сказал: «Мне всегда везло на тренеров». Вот и я всегда играл, потому что мне везло на тренеров. У Дулуба было легко играть: выполняешь, что он требует, и всё.

В высшей лиге команда была с ограниченным ресурсом, закупиться игроками топ-уровня ведь не могли. Если бы могли, может, я бы и не играл. А так, я подходил Олегу Анатольевичу, вот и был основным. Может, у него надо спросить?

– Говорят, Пятенко очень удивился, когда узнал, что ты когда-то играл правого защитника.

– Он спросил: «Сможешь сыграть?» Я же играл раньше, почему нет? Но после игры в Жодино сказал, что Ваня Трубочкин уже готов, почему он не играет? Чувствуется, что я два года не играл, отвык. Хотя функции схожи, и у крайнего защитника, и у опорного большой объём работы… При Олеге Анатольевиче в атаке я играл минимум. Я должен всегда быть первым на подборе перед нашей линией обороны – что за своими, что за чужими игроками. А у крайнего защитника больше игры в атаку. Переучить себя, когда ты больше двух лет играл на оборону, очень сложно. И когда я увидел, что Ваня выздоровел, попросил ставить его. Пускай играет человек, даже если для меня на поле места не останется. Я же не буду цепляться за любое место в старте. Если нужно сыграть – я сыграю, не хотелось бы занимать чьё-то место.

– Какие стадионы тебя удивили?

– Два весёлых стадиона во второй лиге: в Городище, где играл «Колос-Мелиоратор-Дружба», и в Мостах. В Городище поле под наклоном, а трибуны – деревянные. Разметка на поле начерчена опилками. Слой опилок такой, что мяч можно было ставить и он бы без проблем стоял.

В Мостах тоже интересный стадион. Там даже не столько стадион интересный, сколько табло и то, как его меняют. Маленькая построечка, слева от неё лесенка, туда залезает человек и меняет таблички вручную. А так все стадионы более-менее одинаковые. Вот в чемпионате области можно было бы и ещё интереснее найти.

Для Беларуси «Борисов-арена» крутой стадион. Разве что гомельский «Центральный» по футбольной атмосфере можно поставить в один ряд. Нет этих беговых дорожек, ничего такого. Вроде смотришь на «Борисов-арену», вроде большая, но когда на поле выходишь, она не давит своей огромностью, очень компактная. Я когда-то играл на похожем стадионе в Словении, это было где-то в 2007 году за юношескую сборную.

– Как игралось в сборной?

– Всё зависит от тренера. Сборная – это более специфическая работа. Сейчас уже понимаешь, что сборная и клуб – очень разные вещи. В клубе ты должен приносить пользу, ты отрабатываешь свою зарплату. В сборной тоже должен приносить пользу, но такого давления нет. Приезжаешь, раскрепощаешься, общаешься со своими соперниками по чемпионату.  В сборной самое главное – создать семейную атмосферу. В клубе это тоже важно, но в сборной тренеру надо рассчитать так, что к нему приедут ребята на 2 недели максимум. Всего 2-3 сбора – и за этот промежуток надо создать команду. Поэтому в сборной работать труднее, мне кажется. И ещё за счёт большого промежутка времени между сборами люди способны забыть наигранные связи, а могут вообще появиться новые игроки.

– Будет странно уточнять, но всё же: хотел бы ты попасть в национальную сборную?

– Мне кажется, любой футболист хочет играть за сборную своей страны. Ты же любишь свою страну, живёшь здесь. Если начнётся война, ты ведь пойдёшь защищать свою Родину. Здесь, по сути, так же. С той разницей, что занимаешься любимым делом.

– Самый необычный футболист, с которым ты сталкивался в «Крумкачах»?

– Джок [Сергей Кошель – прим.]. Конечно, Джок. Он сейчас в «Молодечно» перешёл. Я его знал очень давно, ещё с МТЗ-РИПО, где-то с 2008 года. Он уже тогда отличался неординарностью. Всегда говорил, что хочет играть в чемпионате Испании, где красивый и техничный футбол. Он всегда был творческим человеком, что и подтверждает его внешность, истории с картинами или патронами. И на поле он себя так же вёл.

Не знаю как со всеми, но со мной в быту он общался нормально. Понятно, когда начинались интервью, он куражился. Все мы люди разные, не можем быть одинаковыми.

– У тебя регулярно в инстаграме мелькает пёс Бэкхем.

– Собака наша любимая (смеётся). Уже член семьи. Очень позитивный пёс. Такой скорее котопёс – очень много может спать, но если ты хочешь с ним поиграть, он только за. Когда к нам приходят гости, он обязательно встречает. Каждый будет обласкан с ног до головы.

– Чем ты занимаешься в свободное время?

– Сейчас моё хобби – съездить на дачу, половить рыбок (смеётся). Всегда любил ловить рыбу, с детства с папой ездил на рыбалку. Сейчас тяжело поехать на рыбалку с друзьями. У нас разный график, тяжело съездить одновременно. Лет пять-шесть назад хорошо съездили на Вилейское водохранилище. В 2015 году, когда травмирован был, ездили на Припять, удачно попали в плане улова.

А так… кино, наверное, как все. И то, Юля [жена Александра Скшинецкого – прим.] меня пилит, что мы не ходим в кино. Я люблю посмотреть фильмы, но иногда так «в лом» идти в этот кинотеатр! Сейчас Юля скажет: «Ага, любишь кино, а сам не ходишь!» (смеётся) Не то что бы я домосед, но после тренировки так устаёшь, что никуда не хочется идти.

В этом году активно штурмуем дачу, благо недалеко – в Вязынке, где музей Янки Купалы. Там очень круто. Особенно когда начинается жара: там прохладнее, чем в Минске. Можно с утра на рыбалку пойти. За грибами мы ходили не туда (улыбается), это мы были у моих родителей. Грибы тоже люблю собирать. Это тоже такие эмоции… идёшь, находишь гриб – о, круто! Так же, как и рыбалка. Рыбак поймёт это чувство, когда удочка в руке, ты тащишь рыбу, а она сопротивляется.

А вот охотиться не пробовал. Есть у меня друг, который всё кричал про охоту, а потом два раза сходил – теперь продаёт ружьё. На это надо запасть. К тому же, охота – недешёвое удовольствие, на это надо большие деньги. Во-первых, ружьё, во-вторых – все разрешения, в-третьих – за каждого кабана или лося нужно платить. В общем, грибы и рыба!

Фото: из личного архива Александра и Юлии Скшинецких, Анита Занкович, Юлианна Рипинская, Максим Маликов. 

«Битва за Вышку» 2.0, сотый матч Скшинецкого и ящик кваса в подарок: пара причин прийти на «Крумкачы» – «Днепр»

Уже в эту субботу большой футбол вернётся на стадион по ул. Маяковского, 127/3, где «Крумкачы» примут могилёвский «Днепр»! Этот матч можно будет посмотреть на телеканале MIHCK-TV, а также на официальном сайте АБФФ.

Что это за команда?

Могилевский «Днепр» был основан в 1960 году. Практически весь свой советский период истории «Днепр» провёл во второй лиге (Д3), однажды поднявшись в первую лигу. В 1969 году «Днепр» дошёл до 1/8 кубка СССР, однако при этом умудрился вылететь в четвёртый по силе дивизион.

В первом же суверенном чемпионате могилевчане заняли второе место и добрались до финала кубка Беларуси, уступив лишь заведомо более сильным и монструозным минским динамовцам. Следующие годы «Днепр» вертёлся около пьедестала, пока в 1998 году поколение Евгения Капова и Дмитрия Лихтаровича сенсационно не выстрелило – «Днепр» впервые стал чемпионом Беларуси. Этот трофей остаётся единственным в копилке могилевчан.

Следующего медального успеха пришлось ждать аж до 2009 года, когда команда Андрея Скоробогатько взяла бронзовые медали, а на следующий год успешно пошумела в Лиге Европы, дойдя до раунда плей-офф. Непреодолимым препятствием оказался испанский «Вильярреал», который впоследствии дошёл до полуфинала того розыгрыша Лиги Европы.

Сейчас «Днепр» проводит первый сезон в высшей лиге после двух сезонов подряд, проведённых в первой лиге. Команда Александра Седнёва довольно успешно прошла в «вышку», где периодически треплет нервы фаворитам, особенно, у себя дома.

История встреч

Именно с могилевским «Днепром» связано, пожалуй, самое громкое событие в истории «Крумкачоў» – Битва за вышку. Так окрестили матч 30 тура первой лиги 2015 года, в котором напрямую решалось, кто же отправится на повышение – «Днепр» или «Крумкачы». Победа «воронов» (2:0) стала сенсационной и вывела команду Олега Дулуба в высшую лигу впервые в истории.

За полгода до этого «Днепр» разгромил «Крумкачоў» в Могилёве со счётом 4:0. Тот матч запомнился не только счётом, но и кошмарным ливнем, из-за которого главный арбитр даже останавливал игру.

Третья встреча «Днепра» и «Крумкачоў» состоялась в апреле этого года. «Вороны», несмотря на то, что первыми забили в матче, уступили со счётом 1:2, а победный гол могилевчан забил нынешний «ворон» Богдан Рудюк.

Что ждёт болельщиков на стадионе?

«Крумкачы» как обычно стараются превратить домашний матч в праздник. Этот матч выпал на день молодёжи – и по такому поводу было решено разрешить провести друга на матч бесплатно. Да-да, купите билет в кассе стадиона в день матча – и проводите друга бесплатно! А владельцы абонементов получают такое право по умолчанию.

Если же вы решили купить билет заранее и приобрели его на bycard.by, вы примете участие в традиционно розыгрыше ящика кваса от «Криницы». Кроме того, для всех болельщиков выступит могилёвская рок-группа Nizkiz! Так что если вы хотите как следует зажечь перед матчем вместе с музыкантами, приходите пораньше – к 19:20, когда откроется фан-зона.

А ещё вас почти наверняка ждёт торжественная церемония, ведь…

Александр Скшинецкий сыграет сотый матч за «Крумкачы»

Наш вице-капитан выступает за «воронов» с самого основания команды. Из 113 сыгранных «Крумкачамi» матчей он провёл 99 – и уже в субботу может сыграть юбилейный, сотый матч!

Это просто невероятное достижение для нашего клуба. И мы хотим, чтобы вы обязательно его увидели своими глазами. Налетайте на билеты, пока не поздно! 

Михаил Горнак и Вадим Кнырко комментируют матчи «Крумкачоў» вот уже полтора года. За это время у них накопилось немало интересных историй о быте в комментаторской «будке» на Маяковского, своих матчах и критике в интернете. 

– Как вы стали комментаторами в «Крумкачах»?

Михаил Горнак: Пришёл прямиком из «Крумкачоў». Играл в команде, закончил первый круг в 2015 году. Позвонил Денису Шунто, сказал, что продолжать не буду, потому что решил закончить с футболом. Уже в предсезонке, когда команда вышла в высшую лигу, Максим Паршуто [на тот момент пресс-атташе «Крумкачоў» – прим.] предложил прокомментировать товарищеский матч с «Динамо». Вот тогда и дебютировал.

Это был эксперимент, потому что совершенно не готовился комментировать. Оборудование толком не настроили, начали только с середины первого тайма. Было сложно, конечно. Но хватало знакомых людей на футбольном поле, поэтому было много историй.

Потом Максим предложил мне комментировать игры на протяжении сезона, я согласился. Перед первой игрой спросил, один я буду или с кем-то. И он ответил, что нашёл Вадима Кнырко. Так мы с Вадимом и познакомились.

Вадим Кнырко: …хотя я Мишу знал гораздо раньше. Ещё когда я учился в школе, Миша играл за «ПМЦ-Поставы». Я родом из Постав, а он играл за мою любимую команду. Но лично познакомились уже только в процессе комментирования.

Попасть в «Крумкачы» мне помогла Tribuna.com. Лёша Важник что-то в статусах написал про комментаторов, а я ему ответил: «А вам самим не нужен комментатор?» Он уточнил, серьёзно ли я. Потом позвонил Макс Паршуто, и мы договорились.

Не то что бы у меня какая-то большая любовь к «Крумкачам» или белорусскому футболу, просто было интересно попробовать себя в новом качестве. Вообще я хотел стать комментатором ещё когда учился в школе. Спорт меня заинтересовал ещё когда я был маленьким ребёнком. Моими кумирами были Перетурин, Гусев, Новицкий (когда он был ещё не в таком возрасте, как сейчас). По определённым причинам не получилось поступить на журфак, не вышло и на телевидение попасть. И вот так я окольными путями стал комментатором в «Крумкачах».

Вообще я выступаю скорее нейтральным комментатором, а Миша всё-таки «подтапливает» за «Крумкачоў», потому что не чужая для него команда. У нас это осознанно.

– Как вы готовитесь к матчам?

Вадим: Полностью просматриваю ленту новостей, читаю всё, что связано с клубом и соперником, чтобы быть в курсе, что происходит. Очень помогает Владислав Татур [комментатор «Беларусь-5» – прим.], который присылает выкладки статистические из WyScout. Оттуда узнаю, кто лучше других обводит, отбирает или кто больше всех теряет мяч. Именно в процессе подготовки сопоставляешь эти данные и приходишь к выводу, что да, действительно, Батищев – это человек, который начинает все атаки.  Так готовлюсь я. Как готовится Миша – не знаю, ему, наверное, хватает своих инсайдов (смеётся).

Михаил: На самом деле, я тоже читаю новости. В принципе, я их читаю в течение всей недели. Не только про играющие клубы, но и про весь белорусский футбол, чтобы не «выпадать» из спорта.

Из-за того, что я чаще выступаю в качестве эксперта, могу вспомнить какую-нибудь историю с людьми на поле. Статистику тоже смотрю, но не в такой степени, как Вадим. Моя задача – в процессе игры рассказать, как играют команды. И рассказать что-то интересное и весёлое, чтобы эфир было нескучно слушать. Потому что порой бывают такие моменты, когда …

Вадим: 30 пасов между центральными защитниками!

Михаил: Да, и мы тогда стараемся с Вадимом заполнять как-то эфир, слушатели от скуки не умерли.

– Что самое сложное в работе на стадионе «Минск»?

Вадим: Рассказывай про то, как холодно порой.

Михаил: Да-да, в этой будке на стадионе ФК «Минск»… Там всегда холоднее, чем на улице, не знаю, почему так. И вот конец сезона, матч с брестским «Динамо», уже снег выпадал. Было очень холодно, -7 градусов как минимум. А оборудование для трансляции невозможно подключить с закрытым окном. И мы сидим как раз там. Просто дует ветер в лицо, и ты не знаешь, что с этим делать. Выбегали на улицу греться!

Мы вообще работаем бесплатно, для опыта. Точно не для того, чтобы заработать. Только потому, что нам это интересно, нам это нравится. И в будущем пригодится.

Вадим: Заработали за сезон мы ровно ноль. А, нет, я заработал футболку! Можно сказать, выторговал её у Паршуто. И то, лишь потому, что день рождения был.

– Как прошёл ваш первый совместный матч?

Вадим: Первый эфир был самым весёлым. Не обошлось без косяков. Была только одна гарнитура. Я настраивался, что комментировать будем вдвоём, а говорить пришлось одному.  И это было, мягко говоря, ужасно. В первой же трансляции я пробил дно.

Михаил: Следующий матч мы точно так же начали, была только одна гарнитура. А потом я говорю: «Слушай, Вадим, а давай микрофон будем держать и вдвоём говорить?». Вот так и пошло-поехало. Полматча Вадим говорил один, а я вообще мимо. Матча три-четыре мы комментировали с одной гарнитурой, а потом появился МТС. Когда появляется компания с возможностями намного проще работать. Два микрофона для нас были счастьем.

– Вдвоём проще комментировать?

Вадим: Однозначно. Во-первых, наш футбол априори не зрелищный. Как бы «Крумкачы» ни старались играть красиво, футбол не зрелищный и всё тут. Зачастую бывают такие моменты, когда просто не о чем говорить. И когда я замолкаю, Миша понимает, что это не просто так, и начинает меня спасать.

Михаил: Когда комментируют два человека, получается беседа. А когда один, ты просто общаешься с гарнитурой. Это сложнее. Тем более, каково Вадиму комментировать одному, он же больше специализируется на хоккее.

Вадим: Да, у меня в первом матче «проскочила» пару раз «шайба»! Согласен с Мишей, людям интереснее слышать какой-то диалог, чем просто монотонный лепет одного человека. Особенно от неопытных комментаторов.

– После матчей в интернете читаете, что про вас пишут?

Вадим: Реагируем спокойно на критику. Очень много было критических высказываний после первого матча. Я и на «Прессболе» читал, и в группе «Крумкачоў», и Роман Счастный написал очень интересный твит про меня.

Но это только ещё больше мотивировало становиться лучше, не повторять ошибок, которые были в первом эфире. Не то что бы я сразу после матча читаю, но иногда натыкаюсь. К концу сезона замечаний стало точно меньше.

После своего первого матча я написал обширный пост в соцсетях, что с этого дня никогда не буду критиковать комментаторов. Потому что сам оказался в этой шкуре. Ни слова плохого после того я не говорил и не скажу, потому что это очень тяжёлый труд. Если раньше я позволял себе какие-то шуточки отпускать в адрес Новицкого, то теперь ни в коем случае.

Михаил: Тут я полностью соглашусь. Я думал, что это намного проще. Сидишь, «лялякаешь» себе, наслаждаешься футболом, и ничего больше. На самом деле, приходится очень сильно напрягаться и включать голову, особенно когда «простойный» матч. А по поводу комментариев –  да, отзывы о нашем первом матче было интересно почитать.

Вадим: Это всё ерунда, что футболисты и хоккеисты говорят, мол, они никогда не читают про себя в интернете.

Михаил: Хуже, когда вообще ничего не пишут. Тогда ты просто не знаешь, как оценили твою работу. Но вообще, когда пришёл после первой игры, читал комментарий, мол, два оленя… Сидишь и думаешь: «Ну, ёшкин-кошкин! Наверное, что-то не срослось». Но положительных комментариев как-то больше.

– А если критика необоснованная и неконструктивная?

Михаил: Частенько читаю, что пишут в комментариях к новостям. Не про свою работу, а вообще по абсолютно любому поводу. И понимаю, что нет смысла злиться на троллей, которые «хейтят». Если бы лично сказали, я бы поговорил, обсудил, а так – чего лезть?

Вадим: Я вообще спокойно отношусь ко всей критике. Люди всякие бывают и всякое пишут, чего обижаться?

– С точки зрения комментаторов, что вам в белорусском футболе нравится и не нравится?

Михаил: Мне всегда, даже когда я был футболистом, в комментарии наших опытных комментаторов всегда чего-то не хватало. Может, экспрессии, юмора, эмоций. У наших комментаторов всё сводится к пересказу матча. Не знаю даже, кого выделить, чтобы он рассказывал интересно, круто и эмоционально.  Сравниваю с российскими комментаторами– это небо и земля. Там люди кричат, шутят. У нас этого не хватает.

Что касается непосредственно работы, но у нас условия всё-таки более комфортные, чем в других городах. Комментатору в том же Новополоцке очень сложно работать на улице. А в целом, всё круто.

Вадим: Мне понравилось, как за последний год изменились трансляции у «Крумкачоў». Как раз после прихода компании SpecMedia, которые отвечают за техническую сторону трансляции, я посмотрел картинку и очень приятно удивился. Съёмка с нескольких камер… «Крумкачы» просто вышли на новый уровень! Очень здорово и очень красиво показывается на домашних матчах. Такие трансляции могут делать все клубы. Пусть без квадрокоптера, но провести можно.

А что мне не нравится – наш футбол не особо зрелищный, местами его неинтересно смотреть. Не то что бы это стало для меня открытием…  Я ещё раз убедился в том, что белорусский хоккей круче, чем белорусский футбол.

Михаил: Уверен, что даже скучные матчи можно украшать работой комментатора. Мы шли за опытом. И я горд быть одним из тех людей, что участвует в этом проекте.

Вадим: SpecMedia остались с «Крумкачамi» на этот сезон. Это здорово. Кроме квадрокоптера, ещё и студия была. «Крумкачы» первыми стали использовать студию в интернет-трансляциях! Даже комментарий после матча – это тоже что-то новое. Егор Колесник очень помогал. Здорово, что получился такой продукт.

– Может, вы пробовали у кого-то заочно учиться, кому-то подражать?

Вадим: Точно никого не пытаюсь пародировать и какие-то фразочки перенимать. Хочется оставаться индивидуальностью. Мне помогает моё прошлое, я очень часто работал с микрофоном, на публике, играл в КВН. Ещё в школе работал на концертах, пел. Стал ведущим мероприятий. То, что я работаю на публике и развиваю голос, тоже даёт о себе знать, позволяет не подражать.

Михаил: Я, мне кажется, никому не подражал, но мне отчасти нравится эпатажность и экспрессия российских комментаторов. Хочется сохранить себя, но у этих людей есть чему учиться. Нет такого, чтобы с листочком сидеть перед телевизором и записывать. В целом, реакцию на гол или шикарный пас можно попробовать перенять, например, у Уткина.

Вадим: Для меня лучший комментатор – Курдюков с «Евроспорта». Он больше по зимним видам спорта: биатлон, прыжки с трамплина, велоспорт. Человек нереально знаком с темой.

Михаил: Вот, видишь, тебе главное – знакомство с темой, а для меня – эмоции. У нас в Беларуси именно так и есть, практически все комментаторы стараются быть в теме, но не стараются передать эмоции. Комментаторство – это тоже какое-то шоу! Тем более, белорусский футбол! Как его комментировать, если это непросто? Надо выводить эмоции на новый уровень!

– Смотрят ли вас родные и близкие? Жена, девушка, друзья? Советуют что-нибудь?

Михаил: Мама старается не пропускать мои матчи. Она обратную связь всегда даёт: что ей понравилось, какие слова лучше не говорить, какие слова-паразиты… футболистов могу по именам назвать, но не получается, иногда забываешься, в раж входишь, и для тебя все Пашки, Сашки и Филы.

Иногда не получается, но… мой отец, брат, вся родня смотрит. Мне кажется, потому так много просмотров, что все Горнаки из других городов и стран мира смотрят трансляцию (смеётся)! А вот жена принципиально не смотрит. Ей кажется, что я много лишнего говорю. Порой не хочется ей это слушать, потому что чувствует себя неуютно.

Вадим: У меня родители не смотрят, это хорошо, наверное. Они с интернетом не очень дружат. Интернет в Поставах есть…

Михаил: Не факт! Он может приврать! (оба смеются)

Вадим: Что касается критиков среди знакомых, то это, несомненно, все ребята с работы [Tribuna.com – прим.], парочка друзей и подруг.

Михаил: Смотрят постоянно или так, пару раз?

Вадим: С «Трибуны» смотрят почти всегда. Ну, а так, кто-то из знакомых наткнётся и просто посмотрит. Девушка писала, что «очень приятный баритончик». Что касается ребят с работы, то Саша Ивулин порой замечает какую-то оговорку. Причём он присылает сообщение сразу во время матча.

Михаил: Обратная связь должна быть. Порой приходишь домой, и очень хочется услышать какие-то комментарии. Пусть они будут негативные, но ты хотя бы будешь знать, что тебе надо менять. А порой критики, даже неконструктивной, не хватает. Если у кого-то будет возможность подсказать или покритиковать, мы будем только рады.

– Прошлым летом пролетела новость о том, что на «Матч-ТВ» запретили отдельный список выражений. Есть ли у вас свой список стоп-слов?

Вадим: Мы в одном из эфиров обсуждали эту тему. Не очень красит комментаторов, когда они постоянно штампами сыплют. Но за нами я не замечал такого. Может, проскакивает что-то иногда, но часто – нет.

Михаил: Но по факту, без слов, которые запретили на «Матч-ТВ», современный футбол сложно представить. Там есть очень крутые выражения. Вот как можно запретить «снять паутину»? Это классная фраза, почему бы её раз в год не сказать? Тем более, не так часто её «снимают».

Вадим: Есть слова, которые не особо вяжутся. Вот «тренер волевой» – как это? Некоторые слова действительно абсурдны.

Михаил: Да, например, «дружина».

- Насколько это тяжело – почти два часа говорить без умолку? Как вы отдыхаете после матча?

Вадим: Не скажу, что это легко. Но и нет ощущения, будто я разгрузил фуру. После того как откомментировал матч, просто занимаюсь своими делами. Но чаще матчи на выходных, поэтому просто отдыхал. Самый сложный матч в плане эмоций в прошлом году был против «Динамо-Минск», но меня на той игре не было. Наверное, если бы работал, то эмоциональное истощение было бы, потому что матч был очень эмоциональным.

Михаил: Да, не то что бы сильно выхолащиваешься, но после некоторых матчей просто ловил себя на мысли, что выговорился. Мне сложно комментировать скучные матчи. Приходится себя превозмогать, эмоции «выдавливать». Приезжаешь домой и говорить вообще неохота. Хочется побыть в своих мыслях, обдумать, что и как говорил. Иногда вспоминаю какой-то эпизод и занимаюсь самобичеванием: зачем я это говорил?

- Есть у вас какие-то предматчевые ритуалы?

Вадим: Нет. Разве что переписываю от руки составы, желательно с расстановкой. Чтобы легче было ориентироваться.

Михаил: У меня тоже нет. Но я скажу так: сколько лет занимался футболом, у меня ощущение перед комментарием напоминает чувство, когда выходишь на поле. Предматчевый мандраж, такой лёгкий колотун, как будто сейчас выйдешь на поле и сыграешь.

- Какие-нибудь шутки заранее готовите?

Вадим: Нет. Точно нет. Правда, в одном из матчей мы шутили, когда в офсайд попал Карп, а судья Карась зафиксировал вне игры. Только шутили мы ещё до матча, а когда так и случилось, выдали в эфир: «исторический случай – Карась зафиксировал офсайд у Карпа».

Михаил: Бывает, когда я перед игрой могу рассказать историю, а мне говорят: «Так расскажи её в эфире!» Про шапку Бохно, например. Летом он носит кепку, а зимой – шапку. Причём с тех пор, как я был в «Граните» (2-3 года назад), она не поменялась. Вот и рассказал.

– Как для вас поменялся футбол с того момента, как начали комментировать?

Вадим: У меня точно такого нет. Честно говоря, я кроме «Крумкачоў» и не хожу на футбол больше. Наверное, я стал уделять комментаторским моментам больше внимания, когда трансляцию по телевизору смотрю. Как ведут себя профессионалы в различных ситуациях.

Михаил: И я тоже. Слушаю, каким образом можно передать какой-то момент на поле. Раньше смотрел футбол, чтобы просто насладиться им. Сейчас углубляюсь, смотрю, как перемещается команда, как за этим наблюдают комментаторы. В целом, ничего больше не поменялось.

– Другие виды спорта было бы интересно прокомментировать?

Вадим: Однажды я уже комментировал хоккей. Так получилось, что во время Олимпиады в Рио почти все комментаторы «Беларусь 5» уехали в Бразилию. Начинался сезон КХЛ, и комментировать поставили Влада Татура, который хоккей не комментировал ни разу. И он позвал меня в помощь. Если Влад шайбу обзывал иногда мячом, не знал хоккеистов, ориентировался по номерам, то мне было проще из-за быстроты событий. То есть, много событий, есть о чём говорить и что комментировать. К тому же, я хоккей лучше понимаю. Мне было бы интересно попробовать биатлон или другие зимние виды спорта. Владею этим предметом.

Михаил: А мне в этом плане тяжелее, для меня всю жизнь был только футбол. Ну, может быть, только если баскетбол или биатлон. И то, я уверен, мне не хватит профессиональных терминов, чтобы это откомментировать. Но я думаю, что это всё приходящее, нужен опыт. Мне кажется, со временем можно комментировать всё что угодно. Это дело опыта. 

Фото: Анита Занкович, Юлианна Рипинская, из личного архива героев. 

Последнее из Twitter

Много замечательных снимков от @jripinskaya , на которые смотрят долго и с придыханием – особенно те, кто пришёл на… https://t.co/2UeX9xL8cZ
Обзор матча #ДинамоКрумкачы. https://t.co/LxQ7pXWXlJ
Статистика матча #ДинамоКрумкачы. https://t.co/tloIkcii4i
@kartrail Да, мы тоже!
Спасибо вам за поддержку! Простите, что не удалось вас порадовать. Но мы сделаем всё возможное в последней домашне… https://t.co/O1Hp8zUL0W

Контакты

Пресс-секретарь

Роман Шевцов
+375 (29) 156-47-68
rsh@krumka.by

Атрибутика

Евгений Саковский
+375 (29) 772-19-09
es@krumka.by

Работа с болельщиками

Алексей Важник
+375 (44) 759-61-51
info@krumka.by

Специалист по безопасности

Анатолий Бричак
+375 (29) 114-19-77

Маркетинг

Андрей Ходас
+375 (29) 382-60-94
akh@krumka.by

Логотип Prestigio
Тур по Европе из Минска | Цена на туры выходного дня и экскурсионные
Логотип НОК
Логотип АБФФ Чемпионата Беларуси по футболу
Havoline

Подписывайся на нас

Copyright© 2016 ФК «Крумкачы»
Сайт разработан business-solutions.by
Хостинг предоставлен hoster.by